?

Log in

N279 Смена ценностей - Аналитика и мысли [entries|archive|friends|userinfo]
ffedd_ya

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

N279 Смена ценностей [июл. 28, 2015|04:09 pm]
ffedd_ya
[Tags|, , , , , ]

Существует проект World Values Survey - всемирный научно-исследовательский проект, который исследует ценности и убеждения людей, как они меняются с течением времени и какое социальное и политическое влияние они оказывают.

На основе его строятся диаграммы "выживание-самореализация и традиция-рационализм", позволяющие классифицировать страны.

Получаются любопытные картины, типа таких:


Еще диаграммы за 1996ой и 2008ой есть тут - http://schegloff.livejournal.com/958186.html (этот пост подвиг меня разобраться в вопросе детальней, за что спасибо schegloff)


Я решил сделать иллюстрацию изменений, которые произошли за последние 20 лет.

Вот оно:
wvs_1996_2015_7

Делал руками, синяя - там, где страна была в 96ом, черная - где сейчас в 2015 (на деле там отставание от декларированного года, потому что исследования идут волнами и занимают несколько лет, например для России 2015 - это исследование ещё 2011 года и т.п.)

Весьма любопытно смотреть, какие страны как двигаются и кто находится или находился в "чужом" кластере (разрисовка на кластеры не моя):
1. Заметно движение России вправо, к ценностям самореализации, при этом Россия обогнала Украину, Беларусь и Болгарию, выйдя примерно на позицию Латвии двадцатилетней давности.
В целом почти все православные и балтийские страны за эти годы сдвинулись направо, особенно успешна в этом оказалась Македония, но Грузия, Армения, Черногория, Албания, Румыния, Латвия и Эстония тоже хорошо сдвинулись.
Примечательно большее движение направо, но также и вниз у Грузии и Армении.
А вот Беларусь, Литва и Босния сдвинулись налево.
Греция - одна немногих стран, которая сдвинулась влево и вниз, причем из "чужого" кластера католических стран они приблизилась к "своему" кластеру православных стран.
2. Из католических стран налево сдвинулись Чехия, Словения, Хорватия и очень сильно - Австрия, которая перебежала из чужого кластера "English Speaking" в свой.
Польша находится в странном положении - ниже своего кластера католических стран, при это двигаясь вправо по "чужой территории", от Индии к Аргентине (интересные соседи)
Португалия сильно сдвинулась вверх и влево, убежав из чужого латиноамериканского кластера в родной.
Ещё Мальта почему-то в чужом латиноамериканском кластере. Странно. Слишком особая страна?
3. Из протестантских стран примечальна стабильная Швейцария - минимальный сдвиг за 20 лет. Остальные - движение вправо, к ценностям самореализации, кроме Швеции, которой вправо уже некуда, и почему-то Голландии, которая почему-то сдвинулась влево.
4. В кластере англоговорящих стран разнонаправленные движения. Австралия и Новая Зеландия вверх, а вот США почему-то влево и вверх.
5. В кластере Латинской Америки я обратил внимание на страны, близкие к кластеру англоговорящих стран: это Уругвай, потом Аргентина и Чили, потом Бразилия. Ну и Мексика близка, но с другой стороны. Как я понимаю, это наиболее развитые страны из кластера. Примечательно.
6. Для кластера "Южная Азия" в первую очередь удивительна близость к кластеру католической Европы. Таиланд и Вьетнам рядом с Португалией, Индия рядом с Испанией двадцатилетней давности. Индия мощно сдвинулась, кстати - вправо и вверх, при такой тенденции Францию догонит :-)
7. Для африко-исламского кластера удивителен прогресс ЮАР - весьма странно, я читал что там всё стало сильно хуже в плане жизни, любопытен отход от традиционных ценностей Алжира и Марокко (следствие или причина "арабской весны"?)
Заметно, что в Бахрейне сильно отошли от религиозных ценностей.
8. Кластер "конфуцианских" стран - вверху, и там движение влево. В Японии, в Южной Корее, в Китае - ценности выживания повысились. Почему - неясно. Особенно в Японии,там ведь очень высокий уровень жизни. Надоело самореализовываться?

Любопытные пары-тройки совсем разных стран, оказавшихся на диаграмме рядом:
- Словения и Гонконг
- Македония, Португалия, Вьетнам, Таиланд, ЮАР
- Косово, Перу, Пакистан, Мали
- Ирак и Армения
- Мальта и Филиппины
- Литва и Китай
- Эстония и Тайвань.
Не знаю, можно ли тут сделать какие-нибудь глубокие выводы.

Если смотреть родственные страны, тоже можно заметить интересные вещи:
- любопытно наблюдать близость к Великобритании её доминионов - Австралия и Новая Зеландия ближе, чем Северная Ирландия например (почему-то она кстати как отдельное государство показано). И Канада ближе. И даже обычная Ирландия ближе теперь к Великобритании, чем Северная.
- Греция движется к Кипру
- Австрия была далеко от Германии, но приблизилась
- Чехия и Словакия были на расстоянии, и движутся тоже по-разному
- Россия, Украина и Беларусь были рядом, продолжают быть рядом, но конфигурация меняется - раньше Беларусь была более правой, теперь Россия

- интересна близость Грузии, Армении и Азербайджана в 90ых (сейчас несколько разошлись)
- прибалтийские страны рядом были и есть
- Молдова сдвинулась к новому положению Румынии (или же они вместе сдвинулись направо)

- заметная близость Казахстана и Кыргызстана к кластеру православных стран.
- из частей бывшей Югославии Сербия, Черногория, Македония были раньше рядом, Босния - близко, а Хорватия и Словения - далеко справа от них. Сейчас первые три страны отдалились друг от друга, а отделенное от Сербии Косово вообще очень далеко. Что необычно - Хорватия и Македония сблизились почему-то.
- Македония сильно ушла от родственной Болгарии

- громадное расстояние между Косово и родственной Албанией
- Норвегия и Дания - рядом, и движутся схоже.

- Тайвань прибежал к Китаю, а тот убежал левее :-) Вообще-то это странно. А вот у Гонконга логичное положение: Китай + ценности самореализации.
- Аргетина попробовала догнать Уругвай, но тот сдвинулся направо.
- Бахрейн и Катар - географически рядом находятся, арабские, богатые - а как далеко на диаграмме!



При продолжении существующих тенденций России будет двигаться по маршруту нынешнего расположения стран: Сербия-Черногория-Хорватия-Португалия.
Вот как раз будет возможность догнать Португалию не только по ВВП :-)
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: kuigoroj
2015-07-28 01:49 pm
Спасибо.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: megawiz
2015-07-28 02:14 pm
Что-то Грецию с католиками кластеризовали а не с православными.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-07-28 05:04 pm
Да.

Ещё Кипр в Южную Азию засунули, и Албанию - в православные.
Так что кластеры можно было чуть подкорректировать, но я не стал.

А, и можно сделать отросток католической Европы вниз к Польше.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rioman
2015-07-28 06:17 pm
Круто, очень интересно.

Вот только боюсь, что после 11-го года направление движения России резко изменилось :-\
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-07-29 10:13 am
Нет, не думаю, 11ый год население России и не заметило.
А вот после 14го - думаю изменились.

Но я главным для движения России по диаграмме считаю уровень доходов. Будут доходы повышаться - будет движение направо, не будут - не будет.
То есть главным фактором я считаю цену на нефть, а не Крым и Донбасс.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rioman
2015-07-29 01:15 pm
11-й год я упомянул просто как год проведения исследований.

За счёт движения вправо-влево не скажу, а вот движение вниз есть совершенно отчётливое.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-07-29 01:28 pm
Движение вниз - естественное стремление людей после крушения всего в 90ые нащупать новые ценности.
Частично этими ценностями и выступили религиозные.


Сейчас, если не будет мощных потрясений, значительного движения вниз я думаю больше не будет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ystrek
2015-07-28 07:31 pm

Про Мальту

Наверное, потому что страна католическая и крайне традиционная (будучи там туристом - и не заметить), но вот несколько лет назад там решали вопрос: разрешить ли таки наконец разводы, как в ЕС заведено? Решали через общенациональный референдум и с (минимальным) перевесом все же разрешили.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-07-29 10:09 am

Re: Про Мальту

Спасибо, теперь понятно!
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: komsomolets
2015-07-29 06:22 am
я тебе за науку и литературу могу сказать - русские намного правее, все в теоретики и организаторы лезут а руками на хотят работать (в тч и за себя говорю)
за науку делать руками тут китайцев набирают, а простые движения головой (прогр) - индусов

кстати N Ire не в GB а в UK, так что все по-честному
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-07-29 10:09 am
Так ты берешь тех русских кто уехали в США видимо.
А это уже есть результат искусственного отбора - кто правее тот и уезжает для самореализации, а остальные остаются

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: da_het
2017-03-22 08:57 am

на видео еще наглядней

(Ответить) (Thread)