?

Log in

No account? Create an account
N282 Было даже неплохо-2 - Аналитика и мысли [entries|archive|friends|userinfo]
ffedd_ya

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

N282 Было даже неплохо-2 [авг. 14, 2015|02:13 pm]
ffedd_ya
[Tags|, , , , , ]

Три года назад я написал пост о реформе ГАИ в Грузии в 2005 году.
(“ В один день были уволены 14 тыс. гаишников, немалая сила для страны с населением в 4,5 млн человек. За несколько часов ГАИ, как одна из самых коррумпированных государственных служб, была попросту ликвидирована. Молодые чиновники МВД начали набор в новую службу – теперь уже полицию <..> Три месяца машины на дорогах не контролировал никто. Все боялись: что же будет? – вспоминает первый заместитель министра внутренних дел Грузии Эка Згуладзе. – Не случилось ничего. И вы знаете, было даже неплохо”)
Вот ещё график из того поста:

Сейчас решил я обновить график и вообще посмотреть как ситуация за 3 года изменилась.
И выяснились любопытные вещи.

Во-первых, оказалось что численность населения Грузии, которая медленно росла от 4,315млн в 2004м до 4,491млн до 2014м, вдруг в 2015ом упала на 17% до 3,730 млн. Оказывается, в 2014м в Грузии провели перепись, которая и показала данный результат. Это всё равно как в России проведут перепись - и окажется что в стране населения не 146 миллионов, а 120 миллионов. В итоге получается, что официальные данные о численности населения до 2015 года надо корректировать - они завышены. Ну и статистику ДТП и автомобилей на душу населения - тоже.
Во-вторых, за послесоветские годы и в России и в Грузии был большой рост абсолютного количества автомобилей, и сложно сказать, вызваны ли изменения в аварийности реформами ГАИ, или увеличением числа автомобилей и водителей. Поэтому правильно строить график не по годам, а по уровню автомобилизации.

Ну собственно вот и график:



Как видно, после 2005 года произошёл резкий рост числа ДТП в Грузии, наиболее плохая ситуация сложилась в 2008м, потом ситуация несколько улучшилась к 2011му, и опять ухудшилась к 2014му.
При этом - рост автомобилизации в три раза.
Но что любопытно - это точки пересечения российской и грузинского графика: Россия-1995 и Грузия 2006, Россия-2002 и Грузия-2011, Россия-2007 и Грузия-2014 - число ДТП в данных точках весьма схоже.
То есть Грузия отстает от России по автомобилизации на 7 лет (ранее было на 11 лет), а по уровню ДТП на душу населения - раньше у России было хуже, а сейчас хуже у Грузии.

Был и рост числа ДТП в Грузии в 2005-2008 годах следствием реформ ГАИ или следствием увеличения автомибилизации?
Видимо, первое, что доказывает снижение уровня ДТП в 2009-2011 годах при продолжающимся росте автомобилизации (то есть рост тогда был аномальным, а потом ситуация стала выправляться)
Также заметно, что грузинский график в то время резкий, а российский график плавный, что подчеркивает влияние на грузинскую ситуацию факторов типа реформ ГАИ, а не просто роста автомобилизации.

Но даже если весь это рост был обусловлен только ростом автомобилизации, а не реформой ГАИ - то тогда надо признать, что данные реформы были бесполезны.
То есть спор получается от том, были ли они вредны или только бесполезны, а  вот обосновать полезность их получается сложно.
Так что сомнительно, что у Грузии что-то получилось в этой сфере.


А вот по количеству погибших в Грузии ситуация всегда получается была и есть лучше, чем в России (исключение - 2008 год против российского 1997го)
Почему же число ДТП на 1 погибшего в Грузии сейчас равно 11, а в России 7 - мне неясно (исторически за время графиков: в России рост этого показателя с 6 до 7.5, в Грузии - с 3 до 11)


Допущения по построению графиков:
1. Численность населения Грузии в периоде 2003-2014 я брал линейной интерполяцией результатов переписей 2002 и 2014 года. Полагаю, что это просто и адекватно (во всяком случае - получше, чем делать в 2015 году падение населения на 17%)
2. Число автомобилей бралось вместе с грузовыми автомобилями и автобусами (английский эквивалент - Motor vehicles). Не следует путать с числом только легковых автомобилей (passengers cars). В целом, данные показатели сильно связаны между собой коэффициентом 0,7-0,8, и для некоторых лет я делал пересчет первого показателя из второго, используя данные по легковым автомобилям и коэффициент за соседние годы.
3. Использованные источники:
https://www.quandl.com/data/WORLDBANK/GEO_IS_VEH_PCAR_P3-Georgia-Passenger-cars-per-1-000-people
https://www.quandl.com/data/WORLDBANK/GEO_IS_VEH_NVEH_P3-Georgia-Motor-vehicles-per-1-000-people
http://bizzone.info/transportation/2015/1429140496.php
http://georgianpress.ru/economicss/42951-soglasno-statistike-v-gruzii-u-kazhdogo-tretego-est-mashina.html
http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/year/pril_year2011.xls
http://www.gks.ru/bgd/regl/B07_55/IssWWW.exe/Stg/2-38.htm
http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_55/IssWWW.exe/Stg/02-28.htm
ну и ещё другие могут быть которые я не записал
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: gornal
2015-08-14 11:50 am
Спасибо
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2015-08-14 12:20 pm
Неплохой разбор. Однако упущено еще 2 момента кои было бы неплохо добавить в анализ.

1. Объем грузоперевозок. В РФ растет реальная экономика, соответственно объемы грузоперевозок кратно больше чем в Грузии, водители дальнобоев в ДТП попадают редко, но зато их ДТП тяжелые и зачастую с пострадавшими. Это как хорошие дороги в Финляндии и плохие в Ленобласти, грузы финики возят по единственной трассе Хельсинки - СПб, зато по всей Ленобласти везут лес к финским ЦБК, и все они расположены строго на границе, чтобы не разбивать финские дороги, и отправлять отходы производства в РФ - конкретно как это выглядит можно посмотреть в Светогорске.

2. Дорожная сеть. И протяженность, и качество, и принципиальная возможность выезда на встречку. В РФ протяженность дорог на порядки больше, а современных дорог типа МКАД сравнительно мало, хотя они интенсивно строятся. 4 августа чуть не влетел в ДТП на КАД - был первым не влетевшим в замес, скорость была около 120, столкнулось почти 2 десятка авто в 3 полосах из 4, пострадали 2 человека, если бы не было отбойника - был бы вылет на встречку и трупы.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-08-14 01:36 pm
Спасибо.

Попробую как-то проанализировать это, но это отдельная тема.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cyxymu
2015-08-17 02:13 pm
В Грузии огромная доля транзита дальнобоем. весь Азербайджан и Армения снабжаются дальнобоем из Турции. и ими тоже создаются много дтп и тоже смертельных
с середины 2014 произошел скачек автоперевозок по Грузии, которые забрали себе часть жд перевозок, т.к. нефть и соответственно бензин подевешели
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rioman
2015-08-14 01:09 pm
Реформы оказались не бесполезны, а безвредны. Целью-то, как я понимаю, было не улучшение ситуации на дорогах, а уничтожение рассадника коррупции.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-08-14 01:43 pm
Хм.

Главная (ну или одна из главных) целей существования ГАИ как госстуктуры - это именно контроль и улучшение ситуации на дорогах.
Потенциальная коррупционность - это побочный недостаток.

Если в процессе устранения побочного недостатка нарушается работа по главной цели - то это плохая реформа.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rioman
2015-08-14 05:47 pm
Ты же сам написал "спор получается от том, были ли они вредны или только бесполезны".
Если по основному показателю бесполезны, а по побочному полностью выполнили свою функцию, то реформы вполне ОК.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-08-17 12:55 pm
Ну я думаю что вредны.

Например много пишут про ужасный тип вождения в Грузии, в том числе и патриоты страны:
http://cyxymu.livejournal.com/1686575.html
http://cyxymu.livejournal.com/1683954.html
И призывают жестко наказывать нарушителей.

Так что ситуация, когда ГАИ исчезло, не могла не повлиять в плохую сторону на качество вождения.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rioman
2015-08-25 06:19 am
Ну да, не очень тип вождения. Но если количество аварий и смертей меньше, чем в России, может, не всё так плохо?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-08-25 11:01 am
Ну если брать Россию как образец - то неплохо, а если ориентироваться на более развитые страны - то плохо.

Кстати, число аварий в 2014 уже выше, чем в России.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cyxymu
2015-08-17 02:08 pm
Рост числа дтп может быть связано, что очень много машин застраховано, и для оформления страховки небходим акт патруля. так что регистрируют даже мелкие дтп, которые раньше разрулировались участниками дтп на месте
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-08-17 02:11 pm
А когда такое началось (регистрация мелких ДТП)?

В каких годах?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cyxymu
2015-08-17 02:16 pm
Где то 2007-2008 годы, когда был мощный экономический рост, и сюда зашли крупные европейские страховые компании
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-08-17 02:19 pm
Хм, ну и до этого, к 2007му году число ДТП изрядно выросло.

Главный вопрос, который меня интересует - был ли громадный рост числа ДТП с 2004 по 2008 год обусловлен реформой ГАИ 2005го (ГАИ распустили - ДТП выросло) - или он носил иной характер, например, был обусловлен увеличением числа автомобилей (и как следствие - рост числа водителей-новичков)?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cyxymu
2015-08-17 02:49 pm
Просто как и с обычными криминальными преступлениями, все стали регистрировать. что решалось за счет взятки в руки полиции, без оформления, щас официально оформлялось по актам
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-08-17 02:58 pm
Хм, а рост числа раненых и погибших в ДТП с 2004 по 2008 год как объясните?

Вот рост числа раненых - с 2500 в 2003 году до 9000 в 2008 году (первый график)
Сомнительно, что в 2003 году большая часть раненых в ДТП не оформлялось - как же им тогда в больнице лечиться?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cyxymu
2015-08-17 03:24 pm
Ну тогда кроме роста количества машин ничем не объяснить. в 2004 мы переехали в новую квартиру, и тогда во дворе были еще места вечером. в 2014 машины в три ряда стояли, и еще не помешалось..
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-08-17 03:27 pm
А вот роспуск ГАИ в 2005м, как Вы думаете, роль в увеличение числа ДТП сыграл или нет?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cyxymu
2015-08-17 05:17 pm
Не сыграл
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ffedd_ya
2015-08-18 09:44 am
Ок,

А как Вы думаете, в чем причина снижения числа ДТП в 2009-2011 годах (при том, что рост автомобилизации продолжался)?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cyxymu
2015-08-18 12:12 pm
Если был бы вопрос о снижении смертности, то я бы ответил, что это связано с обязательным рристегиванием, которое ввели в то время.. а так не знаю
(Ответить) (Parent) (Thread)