ffedd_ya (ffedd_ya) wrote,
ffedd_ya
ffedd_ya

Categories:

N314 Дайджест недавно прочитанного мною-2 (21-30)

Продолжаю дайджест недавно прочитанного мною, также нашёл и добавил сюда некоторые старые вещи, которые тогда запомнились.
Нумерацию продолжаю.

Обычный текст - моё описание или характеристика, курсив - то, что по ссылкам, жирный - что-то важное (выделение жирным всюду моё).

Сейчас составил дайджест по теме "Образование"


21. Необычный критерий нужности школьный предметов - наличие платных курсов для взрослых:

В это же время школьники с 8 по 11 класс изучают (точнее делают вид, что изучают): ботанику и зоологию, тригонометрию, электродинамику, органическую и неограническую химию, оптику и молекулярную физику, историю средневековой Европы и основы лингвистики. Все эти важнейшие и полезнейшие предметы имеют следующие общие черты: 1) на сколь-либо серьёзном уровне их усваивают процентов 20 учеников, 2) Используют в будущей работе процентов 5 учеников, 3) практически ни один взрослый не вспомнит из них ровным счетом ничего, если только сам не работает в науке. И самое главное, я никогда не слышал, чтобы какой-нибудь взрослый человек решил пойти на тренинги по химии, биологии и физике, потому что ему не хватает школьных знаний.
https://alister-com.livejournal.com/471821.html

Действительно, нету тренингов/платных курсов по изучаемым в школе предметам (для тех, кто плохо учился в школе). Есть только курсы по английскому языку (ну и по другим), и по компьютерной грамотности (для старшего поколения) => то есть получается лишь полтора предмета оказываются востребованы по такому критерию.

_____

22. Почему школа не помогает от мракобесия:

Для того, чтобы сформировалось твердое научное мировоззрение, не достаточно зазубрить учебники по биологии и физике. Наука отличается от религиозных представлений тем, что в ней есть прочные эмпирические обоснования теорий. И ничто не принимается без обоснований. Однако в школе наука не изучается. В школе изучаются учебные предметы. В чем разница? При преподавании науки вы должны приводить полные обоснования (доказательства), а при преподавании учебного предмета можно ограничиться правдоподными рассуждениями, ссылкой на наглядность или просто сообщать факты как установленные.
С точки зрения школьника факты верны потому что про них написано в учебнике и потому что так рассказала училка. Если этому бывшему школьнику через 5 лет попадается книга, где написано, что всё не так, история человечества выдумана, теория относительности неверна, вич/спид мистификация жидомассонов, то подзабытый школьный учебник противопоставляется новой логической системе и проигрывает ей, потому что бывший школьник не привык искать эмпирических обоснований и искренне считает, что если в рассуждениях есть логика, значит они верны, а училка в школе или заблуждалась, или тоже соучастница всемирного заговора.
Серьёзно противостоять мракобесию может человек у которого есть аргументы против него, а не только ссылка на старый учебник. Увы, аргументы то как раз чаще всего в школе и не изучаются. Но не потому что школьные учебники плохо написаны, а потому что 90% школьников просто не в состоянии оценить научную аргументацию, математическую базу и методику эксперимента. Поэтому преподавать им так как это делают на физическом и биологическом факультетах МГУ не получится. То что даётся по школьной программе (и толком не усваивается) это максимум того что вообще можно впихнуть в подростковую голову. Веры в науку от этого, к сожалению, не прибавляется.

https://alister-com.livejournal.com/472317.html

_____

23. Связь между объемом и качеством речи, которую дети слышат в самые первые годы жизни и их способностями в дальнейшем (история из США):

В 80-х годах было проведено вот какое интересное исследование. Были отобраны семьи с новорожденным, из разных социо-экономических групп, и дальше волонтеры посещали эти семьи раз в месяц в течение двух лет, и записывали буквально каждое слово, которое слышали в течение этого визита. Затем эти записи расшифровывали и анализировали, и сравнивали уровень развития детей, их словарный запас и стиль общения детей с родителями. В результате исследователи выделили три большие группы: родители на социальном пособии, представители рабочего класса, и "высококвалифицированные профессионалы".
Выяснилось, что рост словарного запаса детей в этих группах резко различается, и по мере взросления детей разница в словарном запасе резко увеличивается. К трем годам у детей "профессиональной" группы словарный запас был в среднем 1100 слов, а у детей "безработной" группы - 525 слов. IQ детей четко коррелирует со словарным запасом: 117 в "профессиональной" группе и 79 в "безработной". Исследователи задались вопросом, что же служит причиной такой существенной разницы, и получили не менее поразивший их результат. Оказалось, что словарный запас ребенка напрямую зависит от одного-единственного фактора: количества обращения родителей к детям. Под "прямыми обращениями" понималось любое речевое общение: от односложной просьбы: "дай", до сложноподчиненного предложения.
В безработной группе дети слышали какое-то обращение к ним 178 раз в час, а в "профессиональной" - 487. Таким образом, к трем годам "безработные" дети слышали около 10 миллионов обращений к ним, а "профессиональные" - примерно 30 миллионов. Но еще более интересные результаты можно было наблюдать, если мы посмотрим на то, какие именно слова дети слушали: сколько "ругательных" и сколько "поощрительных". Так вот, выяснилось, что "профессиональный" ребенок к трем годам слышит примерно 500 000 слов одобрения - поощрения, и примерно 80 000 слов порицания. А для "безработных" детей соотношение почти полностью противоположное: они к трем годам слышат примено 80 000 поощрений и примерно 200 000 порицаний - руганий.

http://hettie-lz.livejournal.com/435027.html

_____

24. Социолог Аннет Леро и ее команда на протяжении почти десяти лет исследовала самые разные семьи - городские, пригородные, бедные и богатые, черные и белые:

Другие преимущества, которые дает "интенсивное воспитание", не так очевидны. Например, большинство родителей среднего класса озабочены тем, чтобы их дети ходили на множество всяких занятий. Родители обычно считают, что важно то, чему именно они там учатся. На самом же деле эффект вот какой. В бедных семьях, где дети занимают себя сами, родители рассматривают их дела как что-то неважное и несущественное. А в семьях среднего класса занятия детей становятся важным делом и для их родителей. Таким образом, у детей формируется ощущение, что взрослым небезразличны их дела, что они будут серьезно воспринимать их проблемы. Дети среднего класса приучены к тому, что со взрослыми можно договариваться, это дает им преимущество во взрослой жизни, когда они общаются с банковским работником ли врачом в больнице. Они рассматривают своего учителя, как человека, от которого они могут ожидать помощи, участия к своим проблемам, поощрения. Дети же из бедных семей рассматривают учителя исключительно как "власть", которой надо подчиняться в классе, и осуждать, находясь среди сверстников.
Таким образом, заключала Леро, основное преимущество, которое получают дети в обеспеченных семьях, не выражается в деньгах. Конечно, хорошо, когда у ребенка есть больше книжек и игрушек, и конечно, чем больше денег у родителей, тем проще осуществлять "интенсивное воспитание". Но тем не менее, основное преимущество дети получают не от того, что их учат играть на пианино или возят на тренировки по футболу, а то, как именно при этом родители с ними говорят, какие слова употребляют, какое отношение к жизни они транслируют детям. Дети из бедных семей могут расти более счастливыми, могут быть более вежливыми, но с самого первого дня жизни они начинают проигрывать детям из более обеспеченных семей, которые получают стимулирование от своих родителей.

http://hettie-lz.livejournal.com/438271.html

_____

25. Расслоение школ достигло небывалых масштабов (о современной России)

В редакцию пришло письмо от женщины, которая устраивала сына в 1-й класс топовой школы. Первый вопрос, который ей задали: "Ваш ребенок умеет читать и писать?" Мама была "продвинутая" и ответила грамотно: "Стандарты дошкольного образования не предусматривают обучения навыкам чтения и письма, а только лишь развитие детей". Тогда ей объяснили, что методики учителей начальных классов в этой школе рассчитаны на подготовленных учеников и с ее ребенком отдельно никто заниматься не будет: "Вашему мальчику будет трудно соперничать с более успешными сверстниками". "Но может быть,— спросила мама,— можно отдать ребенка на подготовительные курсы?" "И там тоже требуется умение читать,— был ответ.— Можем взять в группу подготовки к подготовительным курсам".
<..>
Удивительным образом курс на импортозамещение коснулся и школьного образования. Возвращение из зарубежных учебных заведений детей политической и деловой верхушки совпало с окончательным формированием и окукливанием системы элитного образования в России. Совпало не случайно: богатые чиновники федерального и регионального уровней ориентируются именно на рейтинговый список элитных школ. Именно сюда большинство из них переводит своих детей из-за границы. Это раньше "золотые" дети учились в элитарных частных школах с международными программами (о чем и писал 25 лет назад Фрумин), которые, в частности, давали право поступать напрямую в зарубежные вузы (вступительные взносы в такие школы доходили в середине 90-х до 50 тысяч долларов, не считая ежемесячной платы до тысячи долларов). Сегодня отпрыски состоятельных людей учатся в государственных школах. Упрекнуть в этом трудно: зачем платить, если можно учить наследника имени, чести и состояния за счет бюджета?
<..>
Что же касается ухищрений, на которые идут родители, чтобы запихнуть ребенка в элитную школу...Ирина Абанкина, директор Института развития образования при НИУ ВШЭ, рассказывает о результатах исследований института: чтобы попасть в престижную школу в центре, родители регистрируют детей в нужном микрорайоне. Есть бабушки, и есть работники ДЕЗов, готовые оказать такую услугу. За деньги, разумеется. Стандартная такса — 1 млн рублей. Для особо одаренных...

https://www.kommersant.ru/doc/3162185

_____

26: По мнению моей дочери, мораль басни "Ворона и Лисица" заключается в том, что если у тебя чего-то нет, но есть хорошие навыки общения, ты сообразишь, как это добыть.
http://logofilka.livejournal.com/328963.html#comments

_____

27. Полуграмотность (история про Латинскую Америку):

Вообще понять именно состояние полуграмотности нам сложно. Скажем, абсолютно лучшая домработница в нашей жизни вполне, вроде бы, грамотна: она пятидесятница, библию читает регулярно. Записки может прочесть и сама оставляет (пусть и с ошибками - ну, в школе она почти не училась и вообще в детстве говорила даже не по-испански - так что ее вполне правильная испанская речь, вообще говоря, это достижение: которго я сам до сих пор не освоил). Но как-то раз она спросила мою жену, где та чего-то купила. Магазин оказался прямо у автобусной остановки, где она бывает ежедневно много лет подряд. Моя жена, не задумываясь, сказала: "ну, там большая вывеска, где написано" так-то и так-то. И тут оказалось, что, несмотря на грамотность, наша сеньора не читает, как мы, на автомате, все, чего на улице написано. Вот у нас фоном идет: магазин такой, лавка сякая, распродажа. А у нее - нет. Она идет по улице, и всей этой информации не видит. Ей нужно остановиться, понять, что здесь что-то написано - и тогда она прочтет. Но оно ей не естественно, она может годами ходить мимо вывески, и ни разу ее как текст не воспринять.
https://logofilka.livejournal.com/355045.html?thread=8746725#t8746725

____


28. Про уровень студентов:

Кстати, о тех самых баллах. Рассказ коллеги: студентка делает доклад, на экране - презентация. В заголовке одного из слайдов - орфографическая ошибка. Преподаватель мягко намекает на то, что тут что-то не так. Студентка очень возмущается и говорит, что у нее все так, поскольку у нее сто баллов ЕГЭ по русскому языку. В заголовке было написано: "Проблемы, освЯщенные автором книги". Девушка с сотней баллов ЕГЭ не просто сделала ошибку - она в упор не понимала, в чем проблема.
<...>
То же самое касается курсовых и выпускных работ. Опять же, я писал некоторое время назад о своих впечатлениях: Читая одну из выпускных работ, я в какой-то момент поймал себя на мысли, что пытаюсь найти хоть один абзац без грубых ошибок. Не получилось. Причем автором работы был пусть не отличник, но "хорошист". Про курсовые работы я вообще лучше промолчу - иногда складывается впечатление, что их пишут люди, которые начали изучать русский язык год-полтора назад. Добавить к этому нечего. Если я вижу в пришедшей на рецензию выпускной работе красивый, гладкий, грамотный русский текст - я не спешу радоваться, а первым делом вбиваю фрагмент текста в Гугл. И очень часто Гугл бодро выдает мне стопроцентное совпадение с чем-то давно опубликованным.

https://navlasov.livejournal.com/106078.html

_____

29. Экономический образ мышления у современных российских студентов:

В последнее время регулярно стали появляться жалобы от студентов на то, что они купили реферат, курсовую и так далее, на том или ином сайте готовых работ, а преподаватели ставят за эти работы оценку "неудовлетворительно". Одни пишут, что по информации этих сайтов, на них размещены 100% работы высокого качества, а преподаватели ставят за сданные работы двойки и указывают на недочеты, другие возмущаются, что как преподаватели могут ставить двойки, если он студент честно заплатил за работу деньги и уже поэтому за работу нельзя ставить неуд., кто-то грозится (правда, пока только на словах) подать иск в суд на ВУЗ о возмещении материального ущерба, чтобы компенсировать затраты понесенные при покупке работ, кто-то менее наглый, скромно просит предоставить адреса сайтов, на где можно купить работы, которые точно будут приняты и положительно оценены."
https://www.facebook.com/birds.ego/posts/1970523796556222

_____

30. Образование в Северной Корее:

На днях разговариваю с северокорейским бизнесменом (бывшим), который несколько лет назад перебрался на Юг. В одном из крупных северокорейских городов у него было несколько кораблей, ловили рыбу, продавали в Китай. Уехал на Юг из-за семьи: у сына обнаружились и большие способности, и огромный интерес к математике, его надо было учить. Сам мужик несколько скучает – на Юге он и живёт хуже, и статус у него ниже (на Севере он был средне-крупная буржуазия, с доходами несравнимо выше средних, а на Юге он - просто малоквалифицированный рабочий). Однако сын – растущее дарование, учится в хорошем университете, на математическом, а дочь консерваторию закончила.
Но дело не в этом. Говоря о своей жизни в СК, мужик рассказал, что он в своё время стал в частном порядке платить школьной математичке своего сына зарплату. Он ей отправлял по 40 кг риса в месяц (в полтора раза больше стандартного пайка кимирсеновских времён), купил ей телевизор, рисоварку и компьютер, и регулярно отправлял рыбу. Для него, с полусотней работников, это были, в общем-то, совсем не деньги. Подразумевалось, что тётя не будет торговать на базаре, как торгует большинство учителей, которые на официальную зарплату, вообще-то, не могу жить физически, а будет вместо этого заниматься своим прямым делом – учить детей, уделяя особое внимание сыну донора – «особое» не в смысле завышенных оценок, а в смысле репетиторских занятий. Говорит, что в хорошей школе, в которую ходил его сын, подобное частное обеспечение учителей богатыми родителями – дело обычное.

http://tttkkk.livejournal.com/301333.html

Tags: дайджесты, образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 28 comments